Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ПнВтСрЧтПтСбВс

Полезные ссылки

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства педагогического работника во многом зависит от организации отдельных этапов образовательного процесса: подготовки учебных планов, планов уроков, рабочих программ предметов и курсов. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта многие учителя испытывают трудности с составлением планов занятий и проведением анализа собственной деятельности. А ведь именно самоанализ урока по ФГОС в средней школе позволяет выявить недостаточно эффективные педагогические методы и приемы, не позволяющие добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки, исключить их из образовательного процесса в будущем, эффективно внедрять профстандарты. Педагогам важно осознать, что рефлексия, умение анализировать педагогическую деятельность становятся все более значимыми, поскольку без конструктивной оценки педагогической деятельности невозможно оптимизировать учебный процесс и добиться высоких показателей успеваемости учащихся.

Самоанализ урока по ФГОС в классе позволяет:

  • формулировать реальные учебные цели и определять, насколько быстро они были достигнуты;
  • осознавать эффективность отдельных педагогических методов и приемов;
  • определить, несколько сильно условия педагогической деятельности сказываются на достижении поставленных задач;
  • формировать умение планировать этапы урока и предвидеть результаты образовательной деятельности;
  • выработать стратегию ведения педагогического труда, стимулировать развитие профессионального мастерства и талантов учителей.

Виды самоанализа урока в школе

Многие педагоги испытывают сложности с осуществлением рефлексии не столько из-за профессиональной компетентности, сколько из-за отсутствия алгоритмов проведения данного типа работы. Перед тем, как выполнять самоанализ урока по ФГОС, следует определить, какой вид анализа необходим в данном случае. Рефлексия школьного занятия не обязательно подразумевает проработку всех структурных этапов образовательного процесса.

Так, в современной педагогической практике принято различать такие виды самоанализа школьных занятий:

  • краткий, в рамках которого дается общая оценка хода урока, озвучиваются учебные цели и задачи занятия, были ли они достигнуты; структурный (поэтапный) — проработка каждого отдельного этапа урока, отслеживание взаимосвязи между ними;
  • структурно-временной — анализ отдельных этапов структуры урока с учетом временных рамок.
  • Такой вид рефлексии позволяет понять, не было ли слишком затянута проверка домашнего задания или объяснение нового материала.
  • Дидактический, предусматривающий детальную проработку используемых педагогических технологий и приемов, которые применялись для достижения образовательных целей, анализ их эффективности в контексте конкретного урока.
  • Комплексный самоанализ урока по ФГОС, который строится на использовании всех вышеперечисленных методов рефлексии.

При проведении анализа отдельных занятий также очень важно учитывать их тип

  • усвоение новых знаний,
  • применение полученных знаний и умений,
  • систематизация и обобщение пройденного материала,
  • контроль навыков и умений,
  • открытые уроки.

В зависимости от типа самоанализа урока по ФГОС будет отличаться и педагогу нужно помнить об этом.

Алгоритм проведения самоанализа урока по ФГОС

Выполнение рефлексии в рамках ведения педагогической деятельности не будет вызывать трудностей, если подчинить выполнение анализа алгоритму, представленному ниже.

В рамках работы по поиску наиболее эффективных педагогических решений учителю следует:

  1. Сформулировать тему урока, значение урока в разрезе основной образовательной программы.
  2. Сделать краткую характеристику контингента обучающихся (указать количество детей в классе, количество «сильных» и «слабых» учеников, особенности коллектива, которые учитывались при планировании учебного занятия).
  3. Указать тип урока согласно классификации, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также то, как конкретное занятие вписывается в план изучения темы.
  4. Обозначить цели и задачи урока, оценить, были ли они достигнуты.
  5. Перечислить универсальные учебные действия, достижения которых было запланировано, указать методы и приемы педагогической работы, выбранные для формирования УУД.
  6. Перечислить методы и приемы педагогической работы, применяемые на каждом отдельном этапе занятия.
  7. Дать характеристику этапам урока, сделать упор на основную часть, показав ее связь с другими структурными элементами занятия.
  8. Обосновать выбор дидактического и наглядного материала, других вспомогательных средств, используемых для достижения образовательных целей.
  9. Проанализировать рациональность распределения времени для выполнения учащимися разных задач (знакомства с новым материалов, практической работы).
  10. Объяснить, как проводится контроль знаний, умений и навыков учеников, определить эффективность выбранного метода оценивания.
  11. Проанализировать психологическую атмосферу: уровень заинтересованности учащихся, скорость утомляемости, риски перегрузки.
  12. Проверить объем и содержание домашнего задания с учетом сложности темы и восприимчивости детей.
  13. Сформулировать свое отношение к занятию (педагогу следует объяснить, удовлетворен ли он проведенной работой, какие выводы удалось сделать благодаря рефлексии).

Самоанализ урока по ФГОС— возможность учителя посмотреть на проведенный урок глазами стороннего наблюдателя, чтобы выяснить сильные и слабые стороны собственного педагогического таланта. Педагогам не следует воспринимать данную форму работы как бесполезную обязанность: рефлексия позволяет систематически повышать педагогическое мастерство, улучшать уровень профессионализма.

Источник:  Менеджер образования - портал информационной поддержки