Типы уроков по ФГОС
Необходимость переосмысления основ организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) обуславливает внесение изменений в структуру базовой единицы школьного обучения — урок. Актуальные методические разработки регламентируют содержание и отличия согласно ФГОС различных типов уроков, которые отличают такие особенности:
- акцентирование внимания на личности детей;
- передача инициативы от педагогов к детям;
- приоритет отдается индивидуальной, а не коллективной работе;
- последовательное, систематическое развитие УУД.
Типы уроков по ФГОС в основной школе
Усовершенствование процесса обучения детей в современной школе базируется на совокупности изменений, вносимых каждым учителем в личную педагогическую практику. Новые типы уроков, разработанные по ФГОС для основной школы, по сути являются переосмысленной, дополненной и улучшенной версией отечественных педагогических традиций. Таким образом, перестройка школьного образования согласно требованиям Стандарта позволяет опытным педагогам успешно использовать адаптированные наработки предыдущих лет, а учителям, которые только начинают педагогическую практику, — находить интересные обучающие решения на основе проверенного и новаторского опыта.
Успешное внедрение ФГОС невозможно без:
- Выделения базовых принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу новой урочной системы.
- Ознакомления с рекомендуемой структурой уроков, внесения изменений в документы планирования и реализуемую педагогическую стратегию.
- Систематическое проведение самоанализа уроков для определения слабых структурных элементов и внесения необходимых изменений.
Структура урока согласно требованиям Стандарта (скачать)
Виды урока по ФГОС
Структура школьных занятий, проведение которых способствует реализации принципов нового образовательного стандарта и последовательному усовершенствованию хода процесса обучения, предусматривает возможность чередования различных организационных форм. Организация в основной школе по ФГОС разнообразных видов уроков способствует созданию оптимальных условий школьного обучения, повышению мотивации школьников, реализации межпредметных интегративных связей.
Различают такие виды уроков в соответствии с классификацией урочных занятий по ФГОС:
- Лекция, беседа, конференция, учебная экспедиция, путешествие, инсценирование, проблемное занятие, урок смешанного типа — организационные виды занятия, соответствующие структуре уроков открытия знаний, повторения пройденного.
- Деловая игра, форум, практикум, составление сочинения, ролевая или деловая игра — использование таких видов обучающей деятельности соответствует структуре рефлексивных занятий, во время которых организуется закрепление ЗУН.
- Урок-консультация, урок-диспут, обсуждение, конференция, урок-откровение, игровой суд, конкурс — организационные структуры, позволяющей успешно решать учебные задачи общеметодологической направленности.
- Самостоятельные письменные работы, тестирование, устный опрос, защита творческих групповых или индивидуальных проектов, конкурсы, смотры знаний — распространенные виды реализации уроков развивающего контроля.
Для повышения эффективности обучения педагоги могут использовать элементы различной учебной работы в рамках одного занятия или реализовать нестандартные занятия комбинированного типа. Главное — обеспечить должный уровень подготовки занятия с нетипичной структурой, создавая условия для стимуляции познавательной активности и гарантированное достижение запланированных образовательных результатов.
Разработка урока современного типа по ФГОС
Сохранение урока — традиционной структурной единицы организации обучения — в перспективах перспективной образовательной политики является закономерным решением, обусловленным многолетней результативной практикой поколений российских педагогов.
Успешному учителю при разработке различных типов современного урока по ФГОС важно не начинать работу с нуля, а творчески использовать предыдущий эффективный опыт, предварительно выделив отличительные черты занятия нового образца:
- Цели и задачи занятия формируются с тенденцией передачи учебной инициативы от педагога к учащимся. Ребенок становится не пассивным созерцателем, а направляющим образовательной деятельности.
- Обеспечивается систематическое обучение школьников рефлексии — практике оценки характера личной учебной деятельности, выявления причин возникновения затруднения, поиска способов их преодоления.
- Повышение активности детей на уроке обеспечивается за счет использования различных методов, форм и приемов обучения.
- Педагог последовательно практикует использование технологии диалога: учит школьников формулировать и задавать уточняющие развернутые вопросы, приобретать ЗУН в ходе продуктивного общения.
- Учитель обеспечивает оптимальное сочетание традиционной и новаторской форм обучения, способствует проявлению детьми творческих инициатив, поиску нестандартных решений.
- На уроке озвучиваются четкие алгоритмы проведения самоконтроля и критерии самооценки, что способствует формированию адекватной оценочной деятельности.
- Педагог путем применения различных приемов организации обучающей деятельности обеспечивает осмысленное восприятие материала учащимися.
- Одним из базовых педагогических правил становится отслеживание и поощрение индивидуальных образовательных успехов.
- Учитель принимает мнение учащихся, отличное от стандартных положений, учит последовательно, в корректной форме излагать свою точку зрения и отстаивать ее.
- Педагог делает все возможное для поддержания на уроке атмосферы сотрудничества, обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
- Глубокое личностное воздействие между учителем и учащимся достигается за счет организации продуктивной совместной деятельности, поиска учебной истины в условиях взаимоуважения и сотворчества.
Источник: Менеджер образования - портал информационной поддержки